[Греч. Ποιμὴν ὁ Μέγας] (2-я пол. IV в.- 1-я пол. V в.), прп. Египетский, Скитский, называемый также Анахоретом (пам. 27 авг.), один из важнейших персонажей Apophthegmata Patrum.
Основным источником сведений о П. В. являются различные собрания апофтегм, гл. обр. Алфавитное, включающее 187 связанных с ним апофтегм (Apophthegmata patrum // PG. 65. Col. 317-368). Большая их часть дублируется в Систематическом собрании, однако в нем есть и 16 оригинальных; еще ок. 20 привел Ж. Ги в отдельном издании (Guy. 1962. P. 29-31). В более поздних сборниках содержится еще 21 апофтегма; П. В. также упоминается в 25 апофтегмах в др. разделах Алфавитного собрания.
Единственное упоминание П. В. за пределами апофтегм содержится в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. eccl. II 8), согласно к-рой П. В. и авва Иосиф жили в районе горы Писпир (ок. 370). Следовательно, оба подвижника могли быть учениками прп. Антония Великого, Данное обстоятельство, а также «запись Пименом историй и изречений Антония, его преемника Аммония, Пиора и Памво» (Chitty. 1971. P. 69) и тот факт, что преподобный с таким именем пережил прп. Арсения Великого († 449) (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 103. [Арсений 41]), дали основание Д. Читти (вслед за Тильмоном) для выдвижения гипотезы о существовании 2 преподобных с одним именем. Первый имел отношение к кругу прп. Антония Великого (Ibid. Col. 76 [Антоний 4]), а второй пришел вместе со своими братьями в Скит в посл. четв. IV в.
Однако Л. Рено отмечал, что, хотя гипотеза о 2 Пименах весьма привлекательна, она порождает и проблемы, так что предпочтительнее придерживаться мнения, что повсеместно в апофтегмах речь идет об одном и том же аскете по имени Пимен. Нек-рые данные, к-рые кажутся противоречивыми, не всегда надежно подкреплены аргументами и вызывают трудности, могут быть объяснены неточностями передачи текстов. Если П. В. был еще жив на момент смерти Арсения Великого, незадолго до 450 г. (Ibid. Col. 105 [Арсений 41]), ему было бы сложно беседовать с прп. Антонием Великим († ок. 356). Однако апофтегма, в которой последний, как предполагается, разговаривал с П. В. (Ibid. Col. 77 [Антоний 4]), с большой долей вероятности при сравнении с др. вариантом той же апофтегмы (Ibid. Col. 353 [Пимен 125]) может быть понята не как личная беседа, а как изречение, переданное посредством др. отцов. Также Рено отмечал, что в апофтегмах одноименные подвижники обычно различаются по прозвищу, особенно в случае хорошо известных отцов. Но в тексте апофтегм нигде нет прозвища, прилагаемого к имени Пимен (Regnault L. Poemen // CoptE. 1983-1984. T. 6. P. 1983).
Читти попытался согласовать данные апофтегм следующим образом: если предположить, что П. В. род. ок. 345 г., то к 375 г. он мог быть известным и мог бы дожить до кон. 40-х гг. V в. (Chitty. 1971. P. 79. Not. 67). Мнение Читти поддержал Ж. М. Соже, который считал, что этих замечаний достаточно, чтобы поставить вопрос об аутентичности данных и усомниться, можно ли с определенностью отнести все эти сведения к одному и тому же лицу (Sauget. Р. 980)
В какой-то момент П. В. жил в затворе, о чем известно из рассказа о братьях, к-рые пришли за наставлением к знаменитому подвижнику и получили ответ в письменном виде (Ibid. Col. 343 [Пимен 90]).
В одной из апофтегм упоминается деревня П. В., из к-рой к нему пришли жители просить за своего односельчанина, схваченного по уголовному обвинению местными властями (Ibid. Col. 323 Пимен 9). Остается непонятным: эта деревня была той, в к-рой он жил до ухода в монашество, или же той, около к-рой аскет подвизался. В пользу 2-й версии говорит то, что, судя по рассказам, деревня находилась поблизости от места подвигов П. В.
Название «τὰ μοναστήρια» было бы правильнее перевести как «келлии» - здесь П. В. подвизался со своим братом аввой Анувием и некоторыми неназванными лицами (Ibid. Col. 318 [Пимен 3] (Guy. 2003. T. 2. 10.53)).
Отношения П. В. со старшим братом Анувием, по всей видимости, со временем менялись. К его советам П. В. прислушивался: так, он отправлял пришедших к нему за наставлением к брату, потому что брат старше, а Анувий отправлял их обратно к П. В., т. к. тот имел дар слова. И если авва Анувий сидел рядом с П. В., то преподобный молчал в его присутствии.
Какое-то время преподобный с братьями провел в Ските и покинул его только в 407 г., при нападении мазиков и разорении скитских обителей; после этого они отправились в «Египет», в местечко под названием Теренутис. В этот момент роль старшего брата была еще велика. Существует рассказ, в к-ром описано, как по предложению аввы Анувия братья провели неделю в заброшенном языческом храме, не общаясь друг с другом. Анувий каждое утро кидал камень в статую и каждый вечер просил у нее прощения. Он так объяснял свое поведение: их 7 братьев, если они желают быть вместе, они должны быть как статуя, т. е. не возмущаться при оскорблении или при возношении хвалы- в противном случае им лучше разойтись в разные стороны. Братья согласились со словами Анувия и признали его духовное руководство над ними (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 129 [Анув 1]). Однако с течением времени положение, вероятно, изменилось, т. к. в подавляющем большинстве апофтегм П. В. представлен как одинокий подвижник, без своих братьев, и в роли духовного руководителя, а не в роли подчиненного.
При чтении апофтегм возникает вопрос, на каком языке разговаривал П. В. Так, в одной из апофтегм «Авва Иоанн, который был сослан при императоре Маркиане», рассказывает, что монахи пришли из Сирии к П. В., но старец не знал греческого, а переводчика в этот момент не оказалось. Однако чудесным образом старец начал говорить по-гречески (Ibid. Col. 365 [Пимен 183] (Guy. T. 3. 2005.18.21)). В апофтегмах П. В. представлен как духовный наставник, к помощи к-рого прибегают иноки и из его общины, и из др. мест. Помимо этого, П. В. связал разные поколения монахов, опираясь зачастую в своих ответах на опыт прошлых подвижников. Также он передал опыт и своих современников. Л. Рено насчитал ок. 50 имен монахов, к-рых П. В. знал прямо или косвенно. Сведений об особенностях подвига П. В. мало, поскольку преподобный «стремился все делать втайне». Однако известно, что он постился в юности часто по 2-3 дня, а иногда по неделе, но потом, опираясь на свой опыт и опыт предшественников, пришел к выводу, что лучше есть каждый день понемногу. Как правило, свои поучения он облекал в форму триад. Так, он учил: «простираться перед Богом, не оценивать себя самому и отказаться от собственной воли есть орудия души»; «бедность, скорбь и различение - вот орудия уединенной жизни»; «три вещи главные: бойся Господа, молись беспрестанно Богу, и делай добро твоему ближнему».
В апофтегмах приводится всего одно чудо, совершённое преподобным: исцеление мальчика, у к-рого лицо происками злых сил было повернуто назад.
Один авва пришел издалека, чтобы увидеть П. В., и стал разговаривать с ним о предметах духовных. Но П. В. отказался беседовать с ним, и тот в печали вышел. Когда П. В. спросили, почему он ничего не отвечал, преподобный сказал: «Тот высоко находится (τῶν ἄνω ἐστίν) и говорит о небесном, я же внизу и говорю о земных вещах. Если бы он говорил со мной о страстях души, я бы ему ответил, но если он говорит о вещах духовных, о них я не знаю ничего».
Во всех наставлениях П. В. опирался на собственный опыт. Он считал, что человек, к-рый учит, но не исполняет того, чему учит, напоминает источник, к-рый поит и умывает всех, но не может очистить себя самого - все виды нечистот наполняют его.
Преподобный подчеркивал важность еженедельной церковной службы: олени в пустыне глотают змей и прибегают к горным источникам вод, чтобы нейтрализовать яд, так и монах в пустыне, отравленный злыми демонами, жаждет прибегнуть в субботу и в воскресенье к источникам вод, т. е. к Телу и Крови Христовым.
П. В. был снисходительным к немощам приходящих к нему людей. Так, один монах сказал, что совершил большой грех и хочет каяться в течение 3 лет. П. В. сказал, что это много. Брат стал предлагать все более краткие сроки, а преподобный все повторял, что и этого много. Наконец он добавил, что, если человек раскаивается от всего сердца и говорит, что больше не будет грешить, достаточно 3 дней покаяния.
Старцы спросили П. В.: «Если мы видим братьев, дремлющих на службе, следует ли нам толкать их, чтобы бодрствовали на бдении?» П. В. ответил: «Я же тем временем, если вижу брата дремлющего, кладу его голову на свои колени, и даю ему отдых».
Исследователь и издатель апофтегм Ги так писал о П. В.: «Пимен, очевидно, не столько первопроходец, сколько мудрый управляющий сокровищ, коих он был назначен наследником. Возможно, понимая, что с разорением Скита была перевернута страница истории, он постарался собрать все плоды великого столетия скитской жизни, соединяя отрывки с той целью, чтобы ничего не погибло» (Guy. 1993. T. 1. P. 78).
О мощах П. В. и о месте его захоронения ничего не известно, однако, судя по распространению его культа, он стал почитаться как святой сразу после кончины. На греч. языке сохранилось анонимное Житие П. В., изданное в «Acta Sanctorum» (Aug. T. 6. P. 30-32) и в Императорском Минологии (Latyšev. Menol. T. 2. Col. 326-330 (BHG, N 1553z-1554)). Не изданы: анонимное Повествование (Narratio) об Анувии, П. В. и их 5 братьях (BHG, N 555b), Похвальное слово Иоанна Монаха (BHG, N 1555c) и Житие (BHG, N 1555).
В визант. Синаксарях память преподобного со сказанием содержится под 27 авг. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и др. агиографических собраниях и справочниках сказания о П. В. основаны, как правило, на апофтегмах.
В «Каталоге святых и их деяний» Петра Наталиса краткая заметка о П. В. ошибочно помещена под 26 июля. Имя святого передано как Pastor - латинизированная форма греч. Пимен (Ποιμήν), что означает «пастырь», «пастух». В совр. редакции Римского Мартиролога память П. В., как и в греческой, так и в русской традициях, указана под 27 авг.
В слав. книжности сведения о святом (приписываемые ему высказывания, истории, связанные с жизнью монахов в киновии, и т. п.) сосредоточены в алфавитной части Азбучно-Иерусалимского патерика, переведенного, вероятно, в нач. X в. в Болгарии с одной из разновидностей греч. алфавитно-анонимного собрания (точный греч. прототип не найден). В группу рассказов о П. В. включены апофтегмы из греч. собрания (всего ок. 80; согласно PG. 65. Сol. 317-368 - № 9, 5, 121, 35, 107, 111, 137, 160, 172, 53, 60, 130, 140, 80 и др.), расположенные в др. порядке с добавлением статей из др. патериковых сборников (см.: Wijk N., van. Подробный обзор церковнослав. перевода Большого Лимонария // Bsl. 1935/1936. T. 6. P. 55-58; изд. по серб. ркп. XIV в. РНБ. Гильф. № 50 и двум ркп. из Хиландарского мон-ря: Caldarelli R. Il Paterik alfabetico-anonimo in traduzione antico-slava. T. 1: Parte alfabetica: Ed. del testo slavo e dell' originale greco. R., 1996. P. 612-652). Среди них есть как краткие поучения, так и относительно пространные истории. Часть этих апофтегм в др. переводе находится в Скитском патерике (см. указания: Caldarelli. 1996. P. 89-95; изд.: Veder W. R. The Collation of the Witnesses to the Scete Patericon // Полата кънигописьная. 2006. Т. 36. P. 111-114 (1:22, 23), 1856-1862 (8:16) и др.). В свою очередь Скитский патерик - слав. перевод греч. Систематического собрания, также осуществленный в ранний период слав. письменности, содержит блок рассказов о П. В., рассредоточенный по разным главам в соответствии с содержательной концепцией этого патерика (всего более 80; согласно PG. 65 - № 32, 48, 65, 53, 72 и др.; Caldarelli. 1996. P. 612-652; Veder. 10:58, 11:62, 11:59, 1:22, 3:25 и др.).
Две апофтегмы с именем П. В. включены в ВМЧ под 31 дек. в компиляцию под названием «Скитский патерик» (ВМЧ. Дек. Дни 25-31. Стб. 2805), они заимствованы из Азбучно-Иерусалимского патерика (ср.: PG. 65. Col. 352 (№ 114), 356 (№ 131); Caldarelli. 1996. P. 626-628), в Скитском есть только 1-я из них.
Неск. статей о П. В. вошли в состав Пролога в числе др. извлечений из Скитского патерика: под 14 февр. находится «Слово о Пумине мнихе како словом изгонял бесов» о мальчике с лицом, по диавольскому действию повернутым назад (в Прологе краткой и пространной редакций; ср. PG. 65. Сol. 321 (№ 7); Veder. 19:14); под 16 февр. «Притча от патерика душеполезная» о 3 друзьях человека - пощении, чистоте и милостыне,- приводящих его к Богу (только в пространной редакции; ср.: PG. 65. Col. 348-349 (№ 109); Veder. 14:13); под 4 апр. «Слово от патерика о страхе Божием» (в краткой редакции и в части списков пространной редакции; Guy J.-C. Les apophtègmes des pères. Coll. syst. Chap. I-IX. P., 1993. (SC. 387); Veder. 3:39). В нек-рых списках пространной редакции последнее «Слово...» перенесено на 24 мая (Творогов О. В. Описание состава Пространной редакции Пролога по спискам XV - нач. XVI в. Ч. 2: Пролог за март-август // ТОДРЛ. 2014. Т. 63. С. 385, 419).
Упоминается П. В. в заголовке «Слова отца Моисея сущего в Ските к отцу Пумину» (Прибавление к Скитскому патерику), источником к-рого является 15-я гл. греч. «Аскетикона» прп. Исаии Скитского (CPG, N 5555). Извлечение из этого «Слова...» в переработанном виде вошло в Пролог пространной редакции под 15 дек. («Поучение от словес отца Моисея к авве Пумину», нач.: «Иже аще твориши грех деля»; Veder. J:21-118).
В Прологе под 27 авг. читается краткое сказание о П. В., ближайший греч. оригинал к-рого - сказание из Минология имп. Василия II (PG. 117. Сol. 608), составленное на основе 2 патериковых сюжетов: о матери, пришедшей к П. В. и его братьям в мон-рь, и о племяннике П. В., арестованном правителем (PG. 65 (№ 5, 76)). В Стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в., сказание о П. В. состоит из тех же 2 историй, но изложенных подробно (источник - SynCP. Сol. 927-928). Все тексты обычного и Стишного Пролога включены под соответствующими датами в ВМЧ. Сказание о П. В. из Стишного Пролога в XVII в. вошло в печатный Пролог.
Свт. Димитрий, митр. Ростовский, составил Житие П. В. из отрывков «от патерика Египетского и от Алфавитного», стилистически их переработав ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 584-588 об.; Державин А. М., прот. Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковноист. и лит. памятник: Мартовская половина года. М., 2018. С. 351-352). Начинается оно с 2 историй из печатного Пролога о матери и о племяннике П. В.; помимо сюжетов о П. В. из Азбучного (PG. 65 (№ 64, 114, 12, 146 и др.)) и Скитского патериков (Veder. 10:49) добавлен также приписанный П. В. рассказ о царе Феодосии, пришедшем к монаху (Veder. 15:84).
Во всех источниках память П. В. устойчиво указана 27 авг. В Типиконе Великой церкви VIII-IX вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. В. отмечена без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 384).
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память П. В. также указана без богослужебного последования (Пентковский. Типикон. С. 365). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в.- малоазийской редакции Студийского устава - указана служба П. В. с «Алиллуия»; описание последования святому включает 3 стихиры плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа на «Господи, воззвах», канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа авторства Феофана, седален 4-го гласа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 495-496). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, указана служба П. В. с пением тропаря 8-го гласа Ταῖς τῶν δακρύων̇ (Arranz. Typicon. P. 125).
В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. указана память П. В. с пением тропаря (Lossky. Typicon. P. 235) либо без богослужебного последования (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 55). В слав. списках в ранних серб. редакциях (Типикон архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 122а) также указана служба П. В. с пением тропаря. В греч. Кондакарях XII-XIII вв. и в некоторых рус. книгах (напр., в Уставе XIII-XIV вв., в Минее XV в., в Большом Часослове XV в.) сохранились кондак П. В. 4-го гласа с икосом Τὰς ψυχοφθόρους ἡδονάς̇ ( ), а также кондак П. В. 8-го гласа (Амфилохий. Кондакарий. С. 229, 258). В рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., т. н. «Оке церковном», помимо стихир на «Господи, воззвах» и на вечерней стиховне, тропаря, седальна и светильна указаны также оба кондака П. В.: 8-го гласа и 4-го гласа . В рус. первопечатных Типиконах 1610, 1634 и 1695 гг. последование П. В. в целом то же, однако уже в Типиконе 1634 г. кондак 8-го гласа исчезает и остается один - 4-го гласа.
Последование П. В. в совр. книгах включает: тропарь плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Ταῖς τῶν δακρύων σου ῥοαῖς τῆς ἐρήμου̇ ( , общий преподобному); кондак 4-го гласа Τῶν λαμπρῶν ἀγώνων σου̇ ( :) с икосом (икос в совр. греч. изданиях отсутствует); канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа авторства Феофана, нач.: Θέρμῃ τοῦ Παρακλήτου̇ ( ), с ирмосом ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа со славником 6-го гласа (славник представлен только в рус. Минеях), на вечерней стиховне славник 8-го гласа (только в рус. Минеях); седален 3-го гласа Ποιμαινόμενος ὑπὸ Κυρίου̇ ( ); ексапостиларий (разные в русских и греческих Минеях).
Чин преподобных иногда размещали с назидательным умыслом ближе к молящемуся, напр., на стенах прохода в пространство наоса, как в ц. Св. Софии в Трапезунде (наос 1260-1270 гг., нартекс чуть позднее), где П. В.- на сев. стене, на южной - др. великий егип. отшельник, прп. Макарий. С развитием принципов храмовой декорации в поздневизант. период и с расширением чина преподобных, прежде всего в монастырских кафоликонах и соборах, их фигуры размещали в нартексах или во внешних нартексах (большие притворы, афонские лити). В ц. вмч. Георгия в Оморфоклисьи близ Кастории (между 1295 и 1315) в экзонартексе на зап. стене близ входного портала П. В. написан рядом с вмч. Георгием Победоносцем и прп. Андреем Критским (Tomekovič. 2011. Fig. 74); в лити кафоликона Хиландар (1321/22) П. В.- на вост. стене, почти в углу от сев. 3-частного окна, рядом, на др. стене,- прп. Павел Латрский, напротив - прп. Лазарь Галисийский, выше - 3 отрока в пещи; в кипрской ц. свт. Николая под Крышей (Агиос-Николаос-тис-Стегис) близ Какопетрии (кон. XIII - нач. XIV в.) П. В. изображен в сев.-вост. нише нартекса, напротив св. Эпигона (Пигона) (Stilianou. 1997. P. 66; Tomekoviи. 2011. Fig. 75); в македон. мон-ре Зрзе в Преображенской ц. (1368/69), рядом с преподобными Феодосием Киновиархом, Онуфрием и Пафнутием (на юж. стене) и со святыми Варваром, Макарием, Антонием и Евфимием - на сев. стене; в Преображенской ц. груз. мон-ря Зарзма (3-я четв. XIV в. (или, возможно, XVI в.)) - на зап. стене с преподобными Феодосием, Антонием, Ефремом Сирином и Давидом Гареджийским; в сев. певнице-конхе в ц. ап. Андрея на Треске (1388-1389, мастер митр. Йован Зограф); в румын. мон-ре Козия (между 1390 и 1391) - на зап. стене экзонартекса. В составе минейных изображений П. В.- в нартексе Дечан, под 27 авг., на сев. стене сев. нефа (живопись плохой сохранности. Миjович. Менолог. С. 323 (общая схема росписи)); полуфигура в росписи ц. Симеона Богоприимца в новгородском Зверином мон-ре (Лифшиц. 1987. С. 519), фигура в Георгиевской ц. Пелиново (1717-1718).
В минейных циклах лицевых рукописей именем П. В. может быть подписана вся миниатюра со святыми 27 авг. как в Минологии Димитрия Палеолога (Bodl. F. theol. gr. 1. Fol. 53r. 1322-1340), также его имя указано рядом с поясной фигурой средовека слева, с короткими волосами с легкой проседью и недлинной бородой, в зеленом плаще и с белым крестом в правой руке, смотрящего на изображенного рядом святителя в лиловой фелони, к-рый может быть либо свт. Осией Кордубским, либо свт. Ливерием, папой Римским, память к-рых приходится на 27 авг. В минейных изображениях лицевой греко-груз. рукописи (Книги образцов), РНБ. О.I.58, кон. XV в. облик П. В., за исключением головы с залысинами, почти идентичен древней мозаике в Осиос Лукас. С короткими русыми волосами и необычной для визант. традиции раздвоенной бородой, с курчавыми прядями, в монашеских одеждах - желтом с серым отливом платье и коричневой мантии, с опущенным капюшоном, с черным поясом, под пряжку которого заправлена передняя длинная часть клобука, П. В. вместе с прор. Илией и прп. Моисеем Муриным написан на оборотной стороне таблетки «Успение Пресв. Богородицы» из комплекта аналойных икон-таблеток новгородской Св. Софии (кон. XV - нач. XVI в., из собрания А. М. и А. В. Мараевых, ныне в ГТГ); выбор святых, чьи памяти приходятся на дни авг., предшествующие и последующие Успению, указывает на использование календаря при составлении программы таблеток. По тому же принципу или образцу, к-рым могла служить софийская новгородская таблетка, судя по лицевой стороне с «Успением» и составу святых на обороте, была написана икона-таблетка из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ; Иконы Владимира и Суздаля 2006. Ил. на с. 317). В Строгановском подлиннике 1-й четв. XVII в. содержится только описание внешности, без прориси: святой сед, плешив, с короткой округлой бородой, «аки Николина», в зеленоватой рясе, со свитком, к-рый он держит обеими руками. Ему соответствует миниатюра на иконе-минее из ЦАК МДА (нач. XVII в.); эти же рекомендации повторялись в подлиннике Софийского списка Новгородской редакции 2-й четв. XVII в. (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 137) и в подлинниках нач. XX в.- С. Т. Большакова (Большаков. Подлинник иконописный. С. 132) и В. Д. Фартусова (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 401).
Практически все изображения святого расходятся с рекомендациями поствизант. иконописных подлинников, в которых отмечена такая особенность его внешности, как длинная борода, напр. в Ерминии (Ерминия ДФ. С. 171. № 23), составленной иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733), к-рый, по собственному замечанию, руководствовался как росписями афонских храмов, так и рус. подлинниками.
С патрональной тематикой, вероятно, связано изображение П. В. совместно со свт. Филиппом II (Колычевым), митр. Московским, на иконе из Покровской ц. с. Сабурова (Федоровского) Сергиево-Посадского р-на Московской обл. (3-я четв. XVII в., ЦМиАР). Преподобный стоит в 3/4-ном повороте справа (от молящегося), протягивает руки в молении к Спасителю в небесном сегменте по центру. Икону атрибуируют по дате прославления святителя и соотносят с периодом, когда владельцем с. Сабурова с Покровской ц. в нем был кн. А. И. Лобанов-Ростовский. Цвет одежд преподобного традиционен, а борода скруглена.
Уникальным является посвящение П. В. дополнительного престола в приходской Троицкой ц. древней слободы воротников (вратарей) Белого и Земляного города Москвы; заключавшие этот придел церкви известны как «Старый» и «Новый Пимен». Считается, что почитание П. В. как покровителя вратарей-воротников связано с датой 26 авг. 1382 г., когда хан Тохтамыш захватил и разграбил Москву. Старый храм у Тверской заставы был уничтожен после 1917 г., а новый сохранился. Первая, деревянная церковь здесь была построена в 1672 г., сгорела в 1691 г., каменная возведена в 1696-1702 гг. В советское время храм не закрывался, хотя и лишился большей части церковной утвари и колоколов, но в нем сохранилась икона П. В. сер. XVIII в.