Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПИМЕН ВЕЛИКИЙ
56, С. 492-498 опубликовано: 31 мая 2024г.


ПИМЕН ВЕЛИКИЙ

[Греч. Ποιμὴν ὁ Μέγας] (2-я пол. IV в.- 1-я пол. V в.), прп. Египетский, Скитский, называемый также Анахоретом (пам. 27 авг.), один из важнейших персонажей Apophthegmata Patrum.

Источники и проблематика

Основным источником сведений о П. В. являются различные собрания апофтегм, гл. обр. Алфавитное, включающее 187 связанных с ним апофтегм (Apophthegmata patrum // PG. 65. Col. 317-368). Большая их часть дублируется в Систематическом собрании, однако в нем есть и 16 оригинальных; еще ок. 20 привел Ж. Ги в отдельном издании (Guy. 1962. P. 29-31). В более поздних сборниках содержится еще 21 апофтегма; П. В. также упоминается в 25 апофтегмах в др. разделах Алфавитного собрания.

Прп. Пимен Великий. Роспись Преображенской ц. мон-ря Зрзе, Македония. 1368/1369 гг. Фото: В. А. Заварицкая
Прп. Пимен Великий. Роспись Преображенской ц. мон-ря Зрзе, Македония. 1368/1369 гг. Фото: В. А. Заварицкая

Прп. Пимен Великий. Роспись Преображенской ц. мон-ря Зрзе, Македония. 1368/1369 гг. Фото: В. А. Заварицкая
Столь большое количество (почти четверть Алфавитного собрания) изречений П. В. породило гипотезу о том, что первоначальное собирание их появилось в среде учеников преподобного (см.: Busset. 1969). «Вместе с аввой Пименом школа пустынножительной духовности достигла своего пика, и именно с ним жанр апофтегм достиг своего апогея» (Regnaul. 1981. P. 220).

Единственное упоминание П. В. за пределами апофтегм содержится в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. eccl. II 8), согласно к-рой П. В. и авва Иосиф жили в районе горы Писпир (ок. 370). Следовательно, оба подвижника могли быть учениками прп. Антония Великого, Данное обстоятельство, а также «запись Пименом историй и изречений Антония, его преемника Аммония, Пиора и Памво» (Chitty. 1971. P. 69) и тот факт, что преподобный с таким именем пережил прп. Арсения Великого († 449) (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 103. [Арсений 41]), дали основание Д. Читти (вслед за Тильмоном) для выдвижения гипотезы о существовании 2 преподобных с одним именем. Первый имел отношение к кругу прп. Антония Великого (Ibid. Col. 76 [Антоний 4]), а второй пришел вместе со своими братьями в Скит в посл. четв. IV в.

Однако Л. Рено отмечал, что, хотя гипотеза о 2 Пименах весьма привлекательна, она порождает и проблемы, так что предпочтительнее придерживаться мнения, что повсеместно в апофтегмах речь идет об одном и том же аскете по имени Пимен. Нек-рые данные, к-рые кажутся противоречивыми, не всегда надежно подкреплены аргументами и вызывают трудности, могут быть объяснены неточностями передачи текстов. Если П. В. был еще жив на момент смерти Арсения Великого, незадолго до 450 г. (Ibid. Col. 105 [Арсений 41]), ему было бы сложно беседовать с прп. Антонием Великим († ок. 356). Однако апофтегма, в которой последний, как предполагается, разговаривал с П. В. (Ibid. Col. 77 [Антоний 4]), с большой долей вероятности при сравнении с др. вариантом той же апофтегмы (Ibid. Col. 353 [Пимен 125]) может быть понята не как личная беседа, а как изречение, переданное посредством др. отцов. Также Рено отмечал, что в апофтегмах одноименные подвижники обычно различаются по прозвищу, особенно в случае хорошо известных отцов. Но в тексте апофтегм нигде нет прозвища, прилагаемого к имени Пимен (Regnault L. Poemen // CoptE. 1983-1984. T. 6. P. 1983).

Читти попытался согласовать данные апофтегм следующим образом: если предположить, что П. В. род. ок. 345 г., то к 375 г. он мог быть известным и мог бы дожить до кон. 40-х гг. V в. (Chitty. 1971. P. 79. Not. 67). Мнение Читти поддержал Ж. М. Соже, который считал, что этих замечаний достаточно, чтобы поставить вопрос об аутентичности данных и усомниться, можно ли с определенностью отнести все эти сведения к одному и тому же лицу (Sauget. Р. 980)

Сведения о жизни

Прп. Пимен Великий. Роспись ц. свт. Николая «под крышей» («тис Стегис») близ Какопетрии, Кипр. Кон. XIII — нач. XIV в. Фото: S. Tomekoviè
Прп. Пимен Великий. Роспись ц. свт. Николая «под крышей» («тис Стегис») близ Какопетрии, Кипр. Кон. XIII — нач. XIV в. Фото: S. Tomekoviè

Прп. Пимен Великий. Роспись ц. свт. Николая «под крышей» («тис Стегис») близ Какопетрии, Кипр. Кон. XIII — нач. XIV в. Фото: S. Tomekoviè
На основе имеющихся источников о П. В. можно заключить, что у него было 6 братьев (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col.129 [Анувий.1]), из к-рых 2 известны по именам: Ануб (Анув; вероятно, прп. Анувий (пам. 5 июня)) и Паисий (самый младший). О сестре и племяннике известно из рассказа о том, как племянника схватил начальник той местности, к-рый рассчитывал, что П. В. придет к нему на выручку, и надеялся хотя бы т. о. увидеть знаменитого аскета. Мать П. В. и его братьев была еще жива, когда они стали монахами и когда они уже покинули Скит, потому что дело происходило «в Египте». С этим связан один из самых эмоциональных рассказов о П. В. Мать пыталась встретиться с братьями, но они отказывались ее видеть. Тогда женщина дождалась момента, когда ее сыновья отправились в храм на еженедельную службу, но они, увидев ее, вернулись. Она принялась плакать у них под дверью. Авва Анувий отправился к П. В. за советом, что делать с этой женщиной, непрестанно плачущей у двери. П. В. подошел и спросил ее, оставаясь внутри кельи, почему она плачет. Та ответила: «Что случится, если я вас увижу, разве я не ваша мать?» Затем следует такой диалог: «Ты желаешь нас видеть здесь, на земле, или там?» - «Если я не увижу вас здесь, то я увижу вас там?» - «Да».- «Если я действительно увижу вас там, я не желаю вас видеть здесь». С этими словами обрадованная женщина удалилась, не делая больше попыток встретиться с сыновьями (Ibid. Col. 340, 341 [Пимен 76] (Guy. 1993. T. 4. 40)).

В какой-то момент П. В. жил в затворе, о чем известно из рассказа о братьях, к-рые пришли за наставлением к знаменитому подвижнику и получили ответ в письменном виде (Ibid. Col. 343 [Пимен 90]).

В одной из апофтегм упоминается деревня П. В., из к-рой к нему пришли жители просить за своего односельчанина, схваченного по уголовному обвинению местными властями (Ibid. Col. 323 Пимен 9). Остается непонятным: эта деревня была той, в к-рой он жил до ухода в монашество, или же той, около к-рой аскет подвизался. В пользу 2-й версии говорит то, что, судя по рассказам, деревня находилась поблизости от места подвигов П. В.

Название «τὰ μοναστήρια» было бы правильнее перевести как «келлии» - здесь П. В. подвизался со своим братом аввой Анувием и некоторыми неназванными лицами (Ibid. Col. 318 [Пимен 3] (Guy. 2003. T. 2. 10.53)).

Отношения П. В. со старшим братом Анувием, по всей видимости, со временем менялись. К его советам П. В. прислушивался: так, он отправлял пришедших к нему за наставлением к брату, потому что брат старше, а Анувий отправлял их обратно к П. В., т. к. тот имел дар слова. И если авва Анувий сидел рядом с П. В., то преподобный молчал в его присутствии.

Какое-то время преподобный с братьями провел в Ските и покинул его только в 407 г., при нападении мазиков и разорении скитских обителей; после этого они отправились в «Египет», в местечко под названием Теренутис. В этот момент роль старшего брата была еще велика. Существует рассказ, в к-ром описано, как по предложению аввы Анувия братья провели неделю в заброшенном языческом храме, не общаясь друг с другом. Анувий каждое утро кидал камень в статую и каждый вечер просил у нее прощения. Он так объяснял свое поведение: их 7 братьев, если они желают быть вместе, они должны быть как статуя, т. е. не возмущаться при оскорблении или при возношении хвалы- в противном случае им лучше разойтись в разные стороны. Братья согласились со словами Анувия и признали его духовное руководство над ними (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 129 [Анув 1]). Однако с течением времени положение, вероятно, изменилось, т. к. в подавляющем большинстве апофтегм П. В. представлен как одинокий подвижник, без своих братьев, и в роли духовного руководителя, а не в роли подчиненного.

При чтении апофтегм возникает вопрос, на каком языке разговаривал П. В. Так, в одной из апофтегм «Авва Иоанн, который был сослан при императоре Маркиане», рассказывает, что монахи пришли из Сирии к П. В., но старец не знал греческого, а переводчика в этот момент не оказалось. Однако чудесным образом старец начал говорить по-гречески (Ibid. Col. 365 [Пимен 183] (Guy. T. 3. 2005.18.21)). В апофтегмах П. В. представлен как духовный наставник, к помощи к-рого прибегают иноки и из его общины, и из др. мест. Помимо этого, П. В. связал разные поколения монахов, опираясь зачастую в своих ответах на опыт прошлых подвижников. Также он передал опыт и своих современников. Л. Рено насчитал ок. 50 имен монахов, к-рых П. В. знал прямо или косвенно. Сведений об особенностях подвига П. В. мало, поскольку преподобный «стремился все делать втайне». Однако известно, что он постился в юности часто по 2-3 дня, а иногда по неделе, но потом, опираясь на свой опыт и опыт предшественников, пришел к выводу, что лучше есть каждый день понемногу. Как правило, свои поучения он облекал в форму триад. Так, он учил: «простираться перед Богом, не оценивать себя самому и отказаться от собственной воли есть орудия души»; «бедность, скорбь и различение - вот орудия уединенной жизни»; «три вещи главные: бойся Господа, молись беспрестанно Богу, и делай добро твоему ближнему».

В апофтегмах приводится всего одно чудо, совершённое преподобным: исцеление мальчика, у к-рого лицо происками злых сил было повернуто назад.

Один авва пришел издалека, чтобы увидеть П. В., и стал разговаривать с ним о предметах духовных. Но П. В. отказался беседовать с ним, и тот в печали вышел. Когда П. В. спросили, почему он ничего не отвечал, преподобный сказал: «Тот высоко находится (τῶν ἄνω ἐστίν) и говорит о небесном, я же внизу и говорю о земных вещах. Если бы он говорил со мной о страстях души, я бы ему ответил, но если он говорит о вещах духовных, о них я не знаю ничего».

Во всех наставлениях П. В. опирался на собственный опыт. Он считал, что человек, к-рый учит, но не исполняет того, чему учит, напоминает источник, к-рый поит и умывает всех, но не может очистить себя самого - все виды нечистот наполняют его.

Преподобный подчеркивал важность еженедельной церковной службы: олени в пустыне глотают змей и прибегают к горным источникам вод, чтобы нейтрализовать яд, так и монах в пустыне, отравленный злыми демонами, жаждет прибегнуть в субботу и в воскресенье к источникам вод, т. е. к Телу и Крови Христовым.

П. В. был снисходительным к немощам приходящих к нему людей. Так, один монах сказал, что совершил большой грех и хочет каяться в течение 3 лет. П. В. сказал, что это много. Брат стал предлагать все более краткие сроки, а преподобный все повторял, что и этого много. Наконец он добавил, что, если человек раскаивается от всего сердца и говорит, что больше не будет грешить, достаточно 3 дней покаяния.

Старцы спросили П. В.: «Если мы видим братьев, дремлющих на службе, следует ли нам толкать их, чтобы бодрствовали на бдении?» П. В. ответил: «Я же тем временем, если вижу брата дремлющего, кладу его голову на свои колени, и даю ему отдых».

Исследователь и издатель апофтегм Ги так писал о П. В.: «Пимен, очевидно, не столько первопроходец, сколько мудрый управляющий сокровищ, коих он был назначен наследником. Возможно, понимая, что с разорением Скита была перевернута страница истории, он постарался собрать все плоды великого столетия скитской жизни, соединяя отрывки с той целью, чтобы ничего не погибло» (Guy. 1993. T. 1. P. 78).

Почитание

О мощах П. В. и о месте его захоронения ничего не известно, однако, судя по распространению его культа, он стал почитаться как святой сразу после кончины. На греч. языке сохранилось анонимное Житие П. В., изданное в «Acta Sanctorum» (Aug. T. 6. P. 30-32) и в Императорском Минологии (Latyšev. Menol. T. 2. Col. 326-330 (BHG, N 1553z-1554)). Не изданы: анонимное Повествование (Narratio) об Анувии, П. В. и их 5 братьях (BHG, N 555b), Похвальное слово Иоанна Монаха (BHG, N 1555c) и Житие (BHG, N 1555).

В визант. Синаксарях память преподобного со сказанием содержится под 27 авг. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и др. агиографических собраниях и справочниках сказания о П. В. основаны, как правило, на апофтегмах.

В «Каталоге святых и их деяний» Петра Наталиса краткая заметка о П. В. ошибочно помещена под 26 июля. Имя святого передано как Pastor - латинизированная форма греч. Пимен (Ποιμήν), что означает «пастырь», «пастух». В совр. редакции Римского Мартиролога память П. В., как и в греческой, так и в русской традициях, указана под 27 авг.

Ист.: SynCP. Col. 927-928; BHG, N 1555g [PG. 65. Col. 317-368]; ActaSS. Aug. Vol. 6. P. 25-43; MartRom. P. 188; Vertus de st. Macaire // Histoire des monastères de la Basse-Égypte / Texte copte, trad. franc. E. Amélineau. P., 1894. P. 118-203; SynAlex. Vol. 5. P. 774-775; Guy J.-C. Recherches sur la tradition grecue des Apophthegmata partum. Brux., 1962. P. 29-31; idem. Les apophthegmes des pères: Coll. Syst. Vol. 1-3; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 280-280.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 341; Evelin-White H. G. The Monasteries of the Wâdi Natrûn. Pt. 2. N. Y., 1932; Bossuet W. Apophthegmata: Stud. zur Geschichte des ältesten Mönschtums. Aalen, 1969. P. 65-66, 68-71; Sauget J.-M. Poemen di Scete // BiblSS. Vol. 10. Col. 979-981; Chitty D. The Desert a City. N. Y., 1971; Regnault L. Les sentences des pères du désert: Coll. alphabétique. Solesmes, 1981; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 775-780.
А. В. Ванькова

П. В. в славянской традиции

В слав. книжности сведения о святом (приписываемые ему высказывания, истории, связанные с жизнью монахов в киновии, и т. п.) сосредоточены в алфавитной части Азбучно-Иерусалимского патерика, переведенного, вероятно, в нач. X в. в Болгарии с одной из разновидностей греч. алфавитно-анонимного собрания (точный греч. прототип не найден). В группу рассказов о П. В. включены апофтегмы из греч. собрания (всего ок. 80; согласно PG. 65. Сol. 317-368 - № 9, 5, 121, 35, 107, 111, 137, 160, 172, 53, 60, 130, 140, 80 и др.), расположенные в др. порядке с добавлением статей из др. патериковых сборников (см.: Wijk N., van. Подробный обзор церковнослав. перевода Большого Лимонария // Bsl. 1935/1936. T. 6. P. 55-58; изд. по серб. ркп. XIV в. РНБ. Гильф. № 50 и двум ркп. из Хиландарского мон-ря: Caldarelli R. Il Paterik alfabetico-anonimo in traduzione antico-slava. T. 1: Parte alfabetica: Ed. del testo slavo e dell' originale greco. R., 1996. P. 612-652). Среди них есть как краткие поучения, так и относительно пространные истории. Часть этих апофтегм в др. переводе находится в Скитском патерике (см. указания: Caldarelli. 1996. P. 89-95; изд.: Veder W. R. The Collation of the Witnesses to the Scete Patericon // Полата кънигописьная. 2006. Т. 36. P. 111-114 (1:22, 23), 1856-1862 (8:16) и др.). В свою очередь Скитский патерик - слав. перевод греч. Систематического собрания, также осуществленный в ранний период слав. письменности, содержит блок рассказов о П. В., рассредоточенный по разным главам в соответствии с содержательной концепцией этого патерика (всего более 80; согласно PG. 65 - № 32, 48, 65, 53, 72 и др.; Caldarelli. 1996. P. 612-652; Veder. 10:58, 11:62, 11:59, 1:22, 3:25 и др.).

Две апофтегмы с именем П. В. включены в ВМЧ под 31 дек. в компиляцию под названием «Скитский патерик» (ВМЧ. Дек. Дни 25-31. Стб. 2805), они заимствованы из Азбучно-Иерусалимского патерика (ср.: PG. 65. Col. 352 (№ 114), 356 (№ 131); Caldarelli. 1996. P. 626-628), в Скитском есть только 1-я из них.

Неск. статей о П. В. вошли в состав Пролога в числе др. извлечений из Скитского патерика: под 14 февр. находится «Слово о Пумине мнихе како словом изгонял бесов» о мальчике с лицом, по диавольскому действию повернутым назад (в Прологе краткой и пространной редакций; ср. PG. 65. Сol. 321 (№ 7); Veder. 19:14); под 16 февр. «Притча от патерика душеполезная» о 3 друзьях человека - пощении, чистоте и милостыне,- приводящих его к Богу (только в пространной редакции; ср.: PG. 65. Col. 348-349 (№ 109); Veder. 14:13); под 4 апр. «Слово от патерика о страхе Божием» (в краткой редакции и в части списков пространной редакции; Guy J.-C. Les apophtègmes des pères. Coll. syst. Chap. I-IX. P., 1993. (SC. 387); Veder. 3:39). В нек-рых списках пространной редакции последнее «Слово...» перенесено на 24 мая (Творогов О. В. Описание состава Пространной редакции Пролога по спискам XV - нач. XVI в. Ч. 2: Пролог за март-август // ТОДРЛ. 2014. Т. 63. С. 385, 419).

Упоминается П. В. в заголовке «Слова отца Моисея сущего в Ските к отцу Пумину» (Прибавление к Скитскому патерику), источником к-рого является 15-я гл. греч. «Аскетикона» прп. Исаии Скитского (CPG, N 5555). Извлечение из этого «Слова...» в переработанном виде вошло в Пролог пространной редакции под 15 дек. («Поучение от словес отца Моисея к авве Пумину», нач.: «Иже аще твориши грех деля»; Veder. J:21-118).

В Прологе под 27 авг. читается краткое сказание о П. В., ближайший греч. оригинал к-рого - сказание из Минология имп. Василия II (PG. 117. Сol. 608), составленное на основе 2 патериковых сюжетов: о матери, пришедшей к П. В. и его братьям в мон-рь, и о племяннике П. В., арестованном правителем (PG. 65 (№ 5, 76)). В Стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в., сказание о П. В. состоит из тех же 2 историй, но изложенных подробно (источник - SynCP. Сol. 927-928). Все тексты обычного и Стишного Пролога включены под соответствующими датами в ВМЧ. Сказание о П. В. из Стишного Пролога в XVII в. вошло в печатный Пролог.

Свт. Димитрий, митр. Ростовский, составил Житие П. В. из отрывков «от патерика Египетского и от Алфавитного», стилистически их переработав ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 584-588 об.; Державин А. М., прот. Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковноист. и лит. памятник: Мартовская половина года. М., 2018. С. 351-352). Начинается оно с 2 историй из печатного Пролога о матери и о племяннике П. В.; помимо сюжетов о П. В. из Азбучного (PG. 65 (№ 64, 114, 12, 146 и др.)) и Скитского патериков (Veder. 10:49) добавлен также приписанный П. В. рассказ о царе Феодосии, пришедшем к монаху (Veder. 15:84).

Л. В. Прокопенко

Гимнография

Во всех источниках память П. В. устойчиво указана 27 авг. В Типиконе Великой церкви VIII-IX вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. В. отмечена без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 384).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память П. В. также указана без богослужебного последования (Пентковский. Типикон. С. 365). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в.- малоазийской редакции Студийского устава - указана служба П. В. с «Алиллуия»; описание последования святому включает 3 стихиры плагального 1-го, т. е. 5-го, гласа на «Господи, воззвах», канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа авторства Феофана, седален 4-го гласа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 495-496). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, указана служба П. В. с пением тропаря 8-го гласа Ταῖς τῶν δακρύων̇ (Arranz. Typicon. P. 125).

В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. указана память П. В. с пением тропаря (Lossky. Typicon. P. 235) либо без богослужебного последования (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 55). В слав. списках в ранних серб. редакциях (Типикон архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 122а) также указана служба П. В. с пением тропаря. В греч. Кондакарях XII-XIII вв. и в некоторых рус. книгах (напр., в Уставе XIII-XIV вв., в Минее XV в., в Большом Часослове XV в.) сохранились кондак П. В. 4-го гласа с икосом Τὰς ψυχοφθόρους ἡδονάς̇ (  ), а также кондак П. В. 8-го гласа (Амфилохий. Кондакарий. С. 229, 258). В рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., т. н. «Оке церковном», помимо стихир на «Господи, воззвах» и на вечерней стиховне, тропаря, седальна и светильна указаны также оба кондака П. В.: 8-го гласа       и 4-го гласа    . В рус. первопечатных Типиконах 1610, 1634 и 1695 гг. последование П. В. в целом то же, однако уже в Типиконе 1634 г. кондак 8-го гласа исчезает и остается один - 4-го гласа.

Последование П. В. в совр. книгах включает: тропарь плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Ταῖς τῶν δακρύων σου ῥοαῖς τῆς ἐρήμου̇ (     , общий преподобному); кондак 4-го гласа Τῶν λαμπρῶν ἀγώνων σου̇ (   :) с икосом   (икос в совр. греч. изданиях отсутствует); канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа авторства Феофана, нач.: Θέρμῃ τοῦ Παρακλήτου̇ (  ), с ирмосом ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ (  ); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа со славником 6-го гласа (славник представлен только в рус. Минеях), на вечерней стиховне славник 8-го гласа (только в рус. Минеях); седален 3-го гласа Ποιμαινόμενος ὑπὸ Κυρίου̇ (   ); ексапостиларий (разные в русских и греческих Минеях).

Н. Н. Крашенинникова

Иконография

Прп. Пимен Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: В. А. Заварицкая
Прп. Пимен Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: В. А. Заварицкая

Прп. Пимен Великий. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30–40-е гг. XI в. Фото: В. А. Заварицкая
Развивается по 2 направлениям: в чине святости (преподобных) и в минейных циклах. Древнейшие изображения - в чинах св. монахов: в мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.), где полуфигура П. В. в круглом медальоне помещена на своде юго-зап. углового пространства рядом с прп. Авраамием и Иоанном Кущником; П. В.- старец с непокрытой седой головой, недлинной бородой, спускающейся на грудь и открывающей подбородок. На нем - темные одежды, видны зарукавья светло-песочного платья, передняя часть куколя расшита белыми крестами, в правой руке он держит белый 4-конечный крест с удлиненной вертикальной мачтой, левая поднята перед грудью. Его «портрет» могут помещать с изображениями др. преподобных - в росписи жертвенника Спасской ц. Нередицы близ Новгорода (1199), где широкий по составу (всего 21 святой) чин преподобных помещен в жертвеннике и П. В. изображен на сев. стене, в среднем ярусе, вместе с преподобными Кононом, Авксентием, Агафоном, Алексием, человеком Божиим, Иларионом, Далматом. Святой представлен с непокрытой куколем головой; черты лица - крупные, недлинная клиновидная борода разделена на 6 вьющихся прядей; в левой руке он держит свернутый свиток. Также в алтарном пространстве храма, но в диаконнике кафоликона мон-ря вмч. Георгия (1317-1318) в Старо-Нагоричино размещен ряд преподобных (всего 10 святых), где П. В. находится между преподобными Иоанном Коловым и Иларионом Великим (Сарабьянов. 2004. С. 598).

Прп. Пимен Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 125 об.)
Прп. Пимен Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 125 об.)

Прп. Пимен Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 125 об.)
Чин преподобных иногда размещали с назидательным умыслом ближе к молящемуся, напр., на стенах прохода в пространство наоса, как в ц. Св. Софии в Трапезунде (наос 1260-1270 гг., нартекс чуть позднее), где П. В.- на сев. стене, на южной - др. великий егип. отшельник, прп. Макарий. С развитием принципов храмовой декорации в поздневизант. период и с расширением чина преподобных, прежде всего в монастырских кафоликонах и соборах, их фигуры размещали в нартексах или во внешних нартексах (большие притворы, афонские лити). В ц. вмч. Георгия в Оморфоклисьи близ Кастории (между 1295 и 1315) в экзонартексе на зап. стене близ входного портала П. В. написан рядом с вмч. Георгием Победоносцем и прп. Андреем Критским (Tomekovič. 2011. Fig. 74); в лити кафоликона Хиландар (1321/22) П. В.- на вост. стене, почти в углу от сев. 3-частного окна, рядом, на др. стене,- прп. Павел Латрский, напротив - прп. Лазарь Галисийский, выше - 3 отрока в пещи; в кипрской ц. свт. Николая под Крышей (Агиос-Николаос-тис-Стегис) близ Какопетрии (кон. XIII - нач. XIV в.) П. В. изображен в сев.-вост. нише нартекса, напротив св. Эпигона (Пигона) (Stilianou. 1997. P. 66; Tomekoviи. 2011. Fig. 75); в македон. мон-ре Зрзе в Преображенской ц. (1368/69), рядом с преподобными Феодосием Киновиархом, Онуфрием и Пафнутием (на юж. стене) и со святыми Варваром, Макарием, Антонием и Евфимием - на сев. стене; в Преображенской ц. груз. мон-ря Зарзма (3-я четв. XIV в. (или, возможно, XVI в.)) - на зап. стене с преподобными Феодосием, Антонием, Ефремом Сирином и Давидом Гареджийским; в сев. певнице-конхе в ц. ап. Андрея на Треске (1388-1389, мастер митр. Йован Зограф); в румын. мон-ре Козия (между 1390 и 1391) - на зап. стене экзонартекса. В составе минейных изображений П. В.- в нартексе Дечан, под 27 авг., на сев. стене сев. нефа (живопись плохой сохранности. Миjович. Менолог. С. 323 (общая схема росписи)); полуфигура в росписи ц. Симеона Богоприимца в новгородском Зверином мон-ре (Лифшиц. 1987. С. 519), фигура в Георгиевской ц. Пелиново (1717-1718).

Преподобные Пимен Великий и Андрей Критский. Роспись экзонартекса ц. вмч. Георгия в Оморфоклисьи близ Кастории, Греция. Между 1295 и 1315 гг. Фото: Svetlana Tomekoviи
Преподобные Пимен Великий и Андрей Критский. Роспись экзонартекса ц. вмч. Георгия в Оморфоклисьи близ Кастории, Греция. Между 1295 и 1315 гг. Фото: Svetlana Tomekoviи

Преподобные Пимен Великий и Андрей Критский. Роспись экзонартекса ц. вмч. Георгия в Оморфоклисьи близ Кастории, Греция. Между 1295 и 1315 гг. Фото: Svetlana Tomekoviи
В Московской Руси П. В. в чине преподобных изображали на алтарных преградах: напр., в кафедральном Успенском соборе Московского Кремля (росписи 80-х гг. XV в., круг мастера Дионисия) его полуфигура находится на участке к югу от царских врат (Зонова. 1985. С. 78; фрески закрыты иконостасом). Как показала О. В. Зонова, в сев. части алтарной преграды расположены полуфигуры св. иноков, чьи памяти в основном праздновались в янв., что было призвано напоминать о посвящении бокового престола Поклонению веригам ап. Петра - в этот день был основан сам придел, вероятнее всего, в связи с именинами строителя 1-го здания собора 1326 г.- свт. Петра, митр. Киевского и Московского, Чудотворца. Хотя в юж. части того же фрескового «чина» не наблюдается календарного единства в подборе избранных святых, П. В. единственный, чья память приходилась на время празднования престольного праздника храма Успения Пресв. Богородицы (написан между преподобными Арсением Великим и царевичем Иоасафом, обращенным к Варлааму); не исключено, что образцом для столь широкого чина св. иноков послужили неизвестные монастырские росписи. На Афоне в росписях монастырских притворов и помещений трапезных также известны «портреты» П. В. среди др. преподобных. В трапезной Вел. Лавры его фигура написана на юж. стене главного зала (2-я четв. XVI в., мастер мон. Феофан Критский), между преподобными Павлом Латрским и Макарием Римским; в сев. зале трапезной мон-ря Дионисиат (ок. 1533) - в нише сев.-вост. угла, между Иоанном Коловым и Кириаком Отшельником; в кафоликоне того же мон-ря (1546/47, мастер Дзордзис Фукас) поясная фигура П. В. в виде оранта, с седой бородой средней длины, закрывающей грудь, изображена над входным проемом, ведущим из нартекса в кафоликон, вместе с преподобными Иоанном Коловым и столпником Симеоном Чудотворцем; в расписанном тем же мастером лити кафоликона мон-ря Дохиар (1567/68) П. В.- в нише сев.-вост. угла, между преподобными Иоанном Коловым и Кириаком Отшельником, рядом с композицией «Успение Ефрема Сирина» на сев. стене.

В минейных циклах лицевых рукописей именем П. В. может быть подписана вся миниатюра со святыми 27 авг. как в Минологии Димитрия Палеолога (Bodl. F. theol. gr. 1. Fol. 53r. 1322-1340), также его имя указано рядом с поясной фигурой средовека слева, с короткими волосами с легкой проседью и недлинной бородой, в зеленом плаще и с белым крестом в правой руке, смотрящего на изображенного рядом святителя в лиловой фелони, к-рый может быть либо свт. Осией Кордубским, либо свт. Ливерием, папой Римским, память к-рых приходится на 27 авг. В минейных изображениях лицевой греко-груз. рукописи (Книги образцов), РНБ. О.I.58, кон. XV в. облик П. В., за исключением головы с залысинами, почти идентичен древней мозаике в Осиос Лукас. С короткими русыми волосами и необычной для визант. традиции раздвоенной бородой, с курчавыми прядями, в монашеских одеждах - желтом с серым отливом платье и коричневой мантии, с опущенным капюшоном, с черным поясом, под пряжку которого заправлена передняя длинная часть клобука, П. В. вместе с прор. Илией и прп. Моисеем Муриным написан на оборотной стороне таблетки «Успение Пресв. Богородицы» из комплекта аналойных икон-таблеток новгородской Св. Софии (кон. XV - нач. XVI в., из собрания А. М. и А. В. Мараевых, ныне в ГТГ); выбор святых, чьи памяти приходятся на дни авг., предшествующие и последующие Успению, указывает на использование календаря при составлении программы таблеток. По тому же принципу или образцу, к-рым могла служить софийская новгородская таблетка, судя по лицевой стороне с «Успением» и составу святых на обороте, была написана икона-таблетка из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ; Иконы Владимира и Суздаля 2006. Ил. на с. 317). В Строгановском подлиннике 1-й четв. XVII в. содержится только описание внешности, без прориси: святой сед, плешив, с короткой округлой бородой, «аки Николина», в зеленоватой рясе, со свитком, к-рый он держит обеими руками. Ему соответствует миниатюра на иконе-минее из ЦАК МДА (нач. XVII в.); эти же рекомендации повторялись в подлиннике Софийского списка Новгородской редакции 2-й четв. XVII в. (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 137) и в подлинниках нач. XX в.- С. Т. Большакова (Большаков. Подлинник иконописный. С. 132) и В. Д. Фартусова (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 401).

Практически все изображения святого расходятся с рекомендациями поствизант. иконописных подлинников, в которых отмечена такая особенность его внешности, как длинная борода, напр. в Ерминии (Ерминия ДФ. С. 171. № 23), составленной иером. Дионисием Фурноаграфиотом (ок. 1730-1733), к-рый, по собственному замечанию, руководствовался как росписями афонских храмов, так и рус. подлинниками.

С патрональной тематикой, вероятно, связано изображение П. В. совместно со свт. Филиппом II (Колычевым), митр. Московским, на иконе из Покровской ц. с. Сабурова (Федоровского) Сергиево-Посадского р-на Московской обл. (3-я четв. XVII в., ЦМиАР). Преподобный стоит в 3/4-ном повороте справа (от молящегося), протягивает руки в молении к Спасителю в небесном сегменте по центру. Икону атрибуируют по дате прославления святителя и соотносят с периодом, когда владельцем с. Сабурова с Покровской ц. в нем был кн. А. И. Лобанов-Ростовский. Цвет одежд преподобного традиционен, а борода скруглена.

Уникальным является посвящение П. В. дополнительного престола в приходской Троицкой ц. древней слободы воротников (вратарей) Белого и Земляного города Москвы; заключавшие этот придел церкви известны как «Старый» и «Новый Пимен». Считается, что почитание П. В. как покровителя вратарей-воротников связано с датой 26 авг. 1382 г., когда хан Тохтамыш захватил и разграбил Москву. Старый храм у Тверской заставы был уничтожен после 1917 г., а новый сохранился. Первая, деревянная церковь здесь была построена в 1672 г., сгорела в 1691 г., каменная возведена в 1696-1702 гг. В советское время храм не закрывался, хотя и лишился большей части церковной утвари и колоколов, но в нем сохранилась икона П. В. сер. XVIII в.

Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 169, № 122; Mиjoвич. Менолог. p. 75-76, 341, 349-361, 391; Амиранашвили Ш. Я. История груз. монумент. живописи. Тбилиси, 1957. С. 250-251; Stylianou J. and A. The Painted Churches of Cypres: Treasures of the byzantine Art. Nicosia, 19972; Зонова О. В. О ранних алтарных фресках Успенского собора // Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. / Отв. ред. Э. С. Смирнова. М., 1985. С. 69-86; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 55. Кат. 169. 206. Ил. 35, 121; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богоматери Антониева мон-ря // Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. № 70. С. 274-279; Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. М., 2007; Τουτός Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της μνημεακης ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. Σ. 93, 187, 244, 264, 351; Tomekovič S. Les saints ermites et moines dans la peinture murale byzantine. P., 2011. Р. 48, 374, 384. Fig. 74-75, 91.
М. А. Маханько
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Почитание православных святых Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Гимнография преподобных Пимен Великий (2-я пол. IV в.- 1-я пол. V в.), преподобный Египетский, Скитский, называемый также Анахоретом (пам. 27 авг.)
См.также:
АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
ЕВФИМИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 377 - 473), прп. (пам. 20 янв.)
ЕВФРОСИН (Елеазар; ок. 1386-1481), прп. (пам. 15 мая и в Соборе Псковских святых)
ИЛАРИОН ВЕЛИКИЙ (ок. 291 - 371), прп. (пам. 21 окт.)
ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.)
ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий
ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ (2-я пол. IV - V в.), преподобные (пам. 3 авг.; пам. И.- 22 марта, 30 мая).
КИРИАК ОТШЕЛЬНИК (449-556), прп. (пам. 29 сент.)
КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых)
МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых)